На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 616 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Город Углич

Углич – небольшой российский город, районный центр в Ярославской области, расположенный некогда на берегу Волги, а ныне – на берегу Угличского водохранилища. А еще он по совместительству является одним из древнейших русских городов. Согласно местным летописям существует несколько дат основания города, но традиционно выбирается самая ранняя – 937 год. Естественно, как и всякий старинный русский город, имеет свой кремль, на территории которого и находится основные исторические памятники и достопримечательности.

История города весьма богата событиями, знавал он периоды расцвета и полного упадка и разорения. Входит Углич и в перечень городов Золотого кольца России.

 

NewPix. ru - Город Углич

Набережная Угличского кремля

Ну, а пожалуй, наиболее известен город Углич в связи с историей царевича Дмитрия и не последняя роль в этом деле принадлежит «нашему всему» А.С. Пушкину. История же, коротко, такова.

Углич традиционно являлся уделом младшего князя московского царского рода. Соответственно сюда и был отправлен после смерти Ивана Грозного его младший сын от последней по счету (аж седьмой) жены Марии Нагой. Отправлен он был сюда со своей матерью, их приближенными и слугами. Так вот и жили они тут, причем довольно тихо и скромно. Хотя сам царевич Дмитрий и был урожден в седьмом по счету браке царя Ивана Грозного, коий по церковным законам и браком то вполне мог не считаться, был он «царских» кровей и при отсутствии других наследников, вполне мог претендовать на престол. Натурально, данное обстоятельство далеко не всех в то время устраивало. Особенно это касалось Бориса Годунова, фактически правившего Московским государством, поскольку преемник Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович фактически самоустранился от управления государством, полностью погрузившись в дела церковные. Вот на этом то обстоятельстве и основана одна из версий гибели восьмилетнего царевича. Естественно, в Угличе эта версия является основной и единственной.

Но тем не менее, 15 мая 1591 года царевич погиб. Согласно упомянутой версии, он был убит (зарезан) подосланными Борисом Годуновым государственными дьяками Битяговским и Качаловым с помощниками. Это «злое дело» узрел с колокольни Спасо-Преображенского собора один из его священнослужителей и немедленно ударил в колокол. На звук набата сбежались горожане. Им удалось настигнуть пытавшихся скрыться злодеев, которые,согласно местным легендам, были разорваны в мелкие кусочки. Далее вспыхнуло нечто вроде небольшого восстания – была сожжена приказная изба, кое –кого еще поубивали. Через четыре дня прибыла высокая комиссия из Москвы. Произведя расследование, комиссия постановила, что причиной смерти царевича был несчастный случай, произошедший во время случившегося с ним припадка «черной падучей болезни». С горожанами, устроившими беспорядки обошлись весьма круто – было казнено около 200 человек. Наказанию же подвергся и колокол, созвавший народ. Колоколу отрубили язык и ухо, за которое он подвешивался и сослали в Сибирь, в Тобольск. Там он и пробыл почти 300 лет, после чего вернулся на родину.

Видимо, можно сказать, что так и начались Смутные времена с его легендами о чудесным спасении царевича и прочим и прочим. А уже в 1606 дабы разоблачить самозванцев и как то избежать опасности появления новых, ну, и соответственно, по всяким другим причинам уже сверхъестественного порядка, царевича Димитрия провозгласили святым и перенесли его останки в Москву, в Архангельский собор кремля. Деяние это, правда, должного действия не возымело, ибо появлялись после него и Лжедмитрий II, и Лжедмитрий III, да и легенды и слухи о появлении ту тут то там царевича еще долго не утихали…

Но тем не менее, царевич Дмитрий был причислен к лику святых, на месте его гибели возведена сначала деревянная часовня, а затем, в 1692 году каменная церковь царевича Димитрия «На крови». Рядом с ней, в последствии, и установили вернувшийся из изгнания колокол, возвестивший о гибели царевича.

NewPix. ru - Город Углич

NewPix. ru - Город Углич

NewPix. ru - Город Углич

NewPix. ru - Город Углич

Разумеется, в городе возникло н нечто вроде местного культа царевича Дмитрия, порой принимающего и несколько, на мой взгляд, уродливые формы. Так, в непосредственной близости от церкови царевича Димитрия «На крови», туристов подкарауливают “ряженые” – сам царевич и прочие персонажи в псевдо-исторических костюмчиках с навязчивыми предложениями совместно с ними сфотографироваться. В полный рост тут же идет торговлишка соответствующими сувенирами – от памятных медалей до весьма сомнительного достоинства иконок и прочего. Ну это уже, т.с., реалии современной жизни, своего рода “туристический бизнес” и, в общем то, спрос все это имеет и, судя по всему, неплохой. На первый взгляд, даже создается впечатление, что весь город живет вокруг этого самого “туристического бизнеса”. Так наша экскурсовод рассказывала, что вот она, например, учительница по образованию и многолетнему стажу работы, вот уже достаточно давно работает в местной турфирма. А для того, что бы не потерять там место самостоятельно, по самоучителю, выучила немецкий язык и теперь работает в основном с группами из Германии. Муж же её занимается в сезон, который тут в основном определяется периодом навигации на Волге, торговлей сувенирами, которые изготавливает самостоятельно в осенне-зимний период. И так мол, большинство населения. Хотелось бы верить, что это некоторое преувеличение. Все ж таки есть тут и несколько заводов и даже Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия (вспоминается известные в советское время сорт сыра Углический), уж не говоря о Угличской ГЭС. Хотя…

В Угличском кремле расположено и еще несколько весьма интересных памятников, в основном старых и очень красивых церквей. Все они восстановлены, причем очень и очень неплохо, и в основном действующие.

NewPix. ru - Город Углич

Спасо-Преображенский собор. Главный храм Углича. 1706 г. Вид с Угличского водохранилища.

NewPix. ru - Город Углич

Спасо-Преображенский собор. Вид с с территории кремля.

Исключением является, пожалуй, только Богоявленский (зимний) собор. В советские времена он выл переоборудован в клуб, утерял купол и внутреннее убранство. В настоящее время он является художественным музеем, причем музеем с совершенно уникальной экспозицией. Здесь собрана и экспонируется коллекция провинциального дворянского и купеческого портрета XVIII – начала XX вв. А еще в нем в летнее время выступает замечательный вокальный ансамбль «Ковчег».

NewPix. ru - Город Углич

Богоявленский (зимний) собор. На заднем плане колокольня Спасо-Преображенский собора.

NewPix. ru - Город Углич

Выступление вокального ансамбля «Ковчег»

Разумеется кремль далеко не единственная достопримечательность Углича. Город за свою многовековую историю накопил их не мало. Не говоря уже о том, что в городе функционирует 11 разнообразных музеев – от Угличского государственного историко-архитектурный и художественного музея до музеев тюремного искусства, истории русской водки и даже рабочей лошади. Да и сам он производит очень приятное впечатление.

NewPix. ru - Город Углич

Церковь Флора и Лавра (Воскресенская). 1762 г. Традиционная угличская храмовая архитектура. Стоит у теплоходной пристани «Углич».

 

Угличские улочки.

NewPix. ru - Город Углич

NewPix. ru - Город Углич

Отличался Углич всегда и наличием множества монастырей. Сейчас некоторые из них объявлены действующими и пытаются возродится. Одним из таких монастырей является Богоявленский девичий монастырь. Основан он был в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Изначально находился на территории Угличского кремля, а в 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Само-собой, в начале своего существования был деревянным, каменное строительство началось с конца XVII века. В настоящее время на территории монастыря имеется три храма — Богоявленский Собор, Храм Фёдоровской иконы Божией Матери и Храм Смоленской иконы Божией Матери. Остались, правда сильно перестроенные, братские корпуса и здание бывшей монастырской школы (в нем и сейчас располагается какое то учебное заведение). Закрыт монастырь был в 1920 году (по другим сведениям – окончательно в 30-е годы). В 1918-1920 году на территории Богоявленского монастыря проживала в одной из келий вместе со своей матерью будущая известная поэтесса Ольга Бергольц. Тут же она посещала и школу. На здании этой школы имеется мемориальная доска, а в самом городе есть улица Ольги Берггольц. Тут семья Берггольц пережила и первый “приступ” по уничтожению монастыря – случилось тогда некое народное возмущение, в ходе которого было даже убито несколько монахинь. История эта описана в книге О.Берггольц “Углич”. Издана, насколько мне известно, эта книга была всего лишь один раз — ОГИЗ . МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ МОСКВА . 1932 . ЛЕНИНГРАД, но, в принципе, в сети найти можно.

В 2010 году обитель была снова открыта, сейчас ведутся восстановительные работы.

NewPix. ru - Город Углич

Территория Богоявленского монастыря. Храмы Фёдоровской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери.

NewPix. ru - Город Углич

Храм Смоленской иконы Божией Матери. Возобновлена в 1854 г., первая реставрация 1970-1975 гг.

NewPix. ru - Город Углич

Храм Федоровской иконы Божией Матери. 1805-1818 г.г. Интерьер храма был расписан в 1822-1824 гг. артелью известного провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева.

NewPix. ru - Город Углич

Богоявленский собор. 1853 г. Собор возведен по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом.

Первая реставрация — конец 80-х (не завершена).

NewPix. ru - Город Углич

Интерьер Богоявленского собора. Август 2012 г.

Стоит же город Углич на берегу водохранилища, носящего его имя. Образовалось это водохранилище при строительстве в 1939 году Угличской ГЭС. Дело было, конечно, хорошее — электрификация там и прочее. Тем не менее, не обошлось и без некоторых потерь, видимо, все таки плановых. Так была затоплена часть, находящегося неподалеку от Углича, городка Калязин. Как своеобразный памятник этой затопленной части города осталась стоять колокольня Никольского собора бывшего

Николо-Жабенского монастыря. Колокольня построена в 1800 г. Нижний ярус колокольни засыпан, вокруг сооружен остров. На заднем плане — антенна Калязинского центра космической связи.

NewPix. ru - Город Углич

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх