На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 559 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Катакомбы капуцинов

Продолжаем рубрику “Пост из прошлого”: Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан — духовенства, аристократии и представителей различных профессий.

Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

 

 

Музей мертвецов в Палермо

 

 

 

Музей мертвецов в Палермо

1. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в

достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом.

В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее

скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный

коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

 

Музей мертвецов в Палермо

2. Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах.

Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение

на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем

— настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем

для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

 

Музей мертвецов в Палермо

3. Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году.

За три века на этом

своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо — духовенства, монахов, мирян.

После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших,

в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо,

нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

 

Музей мертвецов в Палермо

4. Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio)

в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие

одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно

в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела

вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

 

Музей мертвецов в Палермо

5. Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

 

Музей мертвецов в Палермо

 

 

6. Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей).

В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких).

Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо

Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет

которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие

ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

 

Музей мертвецов в Палермо

7. В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного

дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты.

Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу.

Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты.

Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо.

С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума.

По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

 

Музей мертвецов в Палермо

8. В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

 

Музей мертвецов в Палермо

9.

 

Музей мертвецов в Палермо

10. Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники,

монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб.

Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора

(закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

 

Музей мертвецов в Палермо

11.

 

Музей мертвецов в Палермо

12.

 

Музей мертвецов в Палермо

13.

 

Музей мертвецов в Палермо

14.

 

Музей мертвецов в Палермо

15. Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века

помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями

самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды —

от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

 

Музей мертвецов в Палермо

16.

 

Музей мертвецов в Палермо

17.

 

Музей мертвецов в Палермо

18.

 

Музей мертвецов в Палермо

19.

 

Музей мертвецов в Палермо

20. Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

 

Музей мертвецов в Палермо

21. Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами,

любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею,

полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть,

что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки.

Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые

они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"

 

Музей мертвецов в Палермо

22.

 

Музей мертвецов в Палермо

23. Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор

был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки

союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько

наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

 

Музей мертвецов в Палермо

24. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков — шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".

 

Музей мертвецов в Палермо

25. Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена

для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста,

над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники;

это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны

металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор — самая новая часть Катакомб,

использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета

в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами.

В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена.

В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной

части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно

увидеть несколько «фамильных групп» — тела отца и матери семейства с их несколькими

детьми-подростками выставлены вместе.

 

Музей мертвецов в Палермо

26.

 

Музей мертвецов в Палермо

27. Супружеские пары:

 

Музей мертвецов в Палермо

28.

 

Музей мертвецов в Палермо

29. Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника.

В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных.

В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино — скульптор, Лоренцо Марабитти — скульптор,

работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла — хирург, Франческо

Энеа (умер в 1848 году) — полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии

Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями,

в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

 

Музей мертвецов в Палермо

30.

 

Музей мертвецов в Палермо

31.

 

Музей мертвецов в Палермо

32.

 

Музей мертвецов в Палермо

33. Братья-художники

 

Музей мертвецов в Палермо

34. Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

 

Музей мертвецов в Палермо

35. Портреты смерти:

 

Музей мертвецов в Палермо

36.

 

Музей мертвецов в Палермо

37.

 

Музей мертвецов в Палермо

38.

 

Музей мертвецов в Палермо

39.

 

Музей мертвецов в Палермо

40.

 

Музей мертвецов в Палермо

41.

 

Музей мертвецов в Палермо

42.

 

Музей мертвецов в Палермо

43.

 

Музей мертвецов в Палермо

44.

 

Музей мертвецов в Палермо

45.

 

Музей мертвецов в Палермо

46.

 

наверх