На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 560 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

В гранит оделася Нева: гид по петербургским каналам... и канавкам

Антон Путятин находит в каждом канале уникальные черты и рассказывает их историю.
Санкт-Петербург стоит на островах, но, кроме рек, у нас есть еще и каналы. О 15 самых знаменитых среди них (на мой взгляд) будет этот пост.

Самый красивый — Канал Грибоедова



Канал, который проходит через центр и пересекает Невский.
Канал длиной 5 километров и шириной до 32 метров начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. Его прославили художники и писатели. До 1923 года канал назывался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублен и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова.

Самый крупный и мистический — Обводный канал



Длина канала составляет около 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырье и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел, и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.
К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала. Сейчас его одели в гранит, и он переживает вторую молодость. У него есть даже двухэтажные набережные, как в Париже.

Славящий создателя — Крюков канал



Канал прорыли вскоре после основания города для транспортных целей.
Поначалу он протекал лишь от Невы до Мойки, позже его удлинили до Фонтанки, а часть, пролегающую под нынешней площадью Труда, убрали в трубу. Назван Крюковым еще в 1738 году, но отнюдь не из-за извилистости, а в честь подрядчика, строившего этот канал, – Семена Крюкова.

Самый скрытый и таинственный — Адмиралтейский канал



Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его еще в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.

Один из самых старых — Ново-Адмиралтейский канал


Это не только один из старейших, но и один из самых неизменяющихся каналов города. Прорыт еще в начале XVIII века от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы, и вот уже почти 300 лет он все такой же длины и ширины, как и был изначально.

Самая простая и миниатюрная — Лебяжья канавка


Этот канал неуважительно именуют «канавкой» лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А Лебяжьим назван из-за того, что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.

Самая романтичная — Зимняя канавка


Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего Дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что в включенная в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях.
Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Петр Ильич Чайковский, прочтя эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил свое второе неофициальное название – «Мостик Лизы».

Самый непостоянный — Матисов канал


Точное появление и назначение канала неизвестно. Но судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. При создании Дудергофского канала Матисов канал отвели в него, завернув на 90° на восток и засыпав прежнее устье. Сейчас он протекает по территории комплекса «Балтийская жемчужина».

Самый прядильный — Бумажный канал


Небольшой канал на границе Адмиралтейского и Кировского районов. Является северной границей парка Екатерингоф. Прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей Екатерингофской бумаго-прядильной фабрики.

Самый боевой — Кронверкский проток


Этот канал начали рыть сразу в год основания города – в 1703-м. Проток был частью оборонительного комплекса для арсенала нового города. Канал с трех сторон огибает Петропавловскую крепость, отделяя Кронверкский остров от Петроградского. Вытекает и впадает в Кронверкский пролив, который, в свою очередь, отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского.

Самый каменный — Большой канал


Он находится на Каменном острове. Тут есть еще и Малый канал, которому не нашлось места в этом списке, и Безымянный канал. Но не будем о грустном. Канал знаменит домами, которые стоят на его берегах, — это шедевры мировой архитектуры.

Самый глубокий — Морской канал


Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья реки Большая Нева до острова Котлин и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов – изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Он разорился, но канал достроил, вложив в него собственные деньги, когда государство отказалось финансировать стройку из-за пустой казны. Увы, в 1880 году Путилов скончался, и канал достроили уже без него, и он нужен городу и сегодня.

Самый морской — Шкиперский канал


Связывает Галерную гавань с Невской губой. А построен был в 1721—1723-х годах в западной части Васильевского острова по проекту самого Доменико Трезини. С момента основания города здесь находилась слобода шкиперов – капитанов судов, отсюда и название. Сейчас на набережных канала идет масштабная реконструкция, в ходе которой планируется превратить канал в место массового отдыха горожан.

Самый речной — Волковский канал


Этот канал – — искусственное русло реки Волковки, а точнее, ее небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.

Самый молодой — Дудергофский канал


Это самый юный канал Петербурга. Он берёт своё начало от пруда бывшей усадьбы Петра Шепелева недалеко от пересечения Петергофского шоссе и проспекта Маршала Жукова, проходит вдоль Петергофского шоссе до реки Ивановки, откуда поворачивает на север в сторону Невской губы. Канал был прорыт в 1980-х годах в связи с необходимостью осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе и для обустройства Южно-Приморского парка. Именно через этот канал перекинут нашумевший мост Ахмата Кадырова.


Читать далее →
Ссылка на первоисточник
наверх