Иерусалим — город в Израиле.
Его возраст приближается к 4 тысячам годам.
Иерусалим расположен на холмистой, сильно пересеченной местности,
что — в сочетании с продуманным архитектурным планом — придает
особый шарм даже новым кварталам с многоэтажными домами.
Иерусалим — центр трех мировых религий, чем во многом и определяется
его притягательность. Это официальная столица Государства Израиль.
Здесь проживают около 600 тысяч человек.
Сердцем Иерусалима является Старый город, который состоит из четырех
густонаселенных кварталов — мусульманского, христианского, армянского
и еврейского. В восточной части Старого города находится святыня
евреев всего мира Стена Плача — уцелевшая часть западной стены,
ограждавшей некогда Второй Иерусалимский храм.
Первый Иерусалимский храм был возведен царем Соломоном в 960 году
до нашей эры, а в 568 году до нашей эры — разрушен захватившим
Иерусалим царем Вавилона Навуходоносором.
Строительство Второго храма завершилось в 515 году до нашей эры,
после возвращения иудеев в город (тогда попавший под власть персидского
царя Кира). Вершины расцвета храм достиг во время правления
царя Ирода (37–4 годы до нашей эры).
Детальное и восторженное описание Второго храма оставил Иосиф Флавий, а сегодня полюбоваться былым величием можно лишь взглянув на модель (выполнена в масштабе 1:50), которая находится на территории отеля «Холиленд», недалеко от горы Герцля. Второй Иерусалимский храм был разрушен во время Иудейской войны в 70 году нашей эры стена Плача (длина 156 м), сложенная из огромных тщательно подогнанных каменных монолитов, — единственный оставшийся фрагмент храма.
Возле стены почти всегда можно встретить молящихся иудеев, которые
вкладывают в щели между камнями записки с обращениями к Богу.
Возле стены Плача постоянно, начиная с середины 19 века, ведутся
археологические раскопки, обнаружившие немало древних построек,
преимущественно иродианского периода: несколько арок (остатков мостов), ворота, огромный акведук, пробитый в скальном грунте и перекрытый арочными сводами и др.
От стены Плача можно совершить прогулку по Старому городу,
окруженному стеной, воздвигнутой в период турецкого владычества
Сулейманом Великим (1538-1548). В Старый город можно попасть
через одни из семи действующих ворот, например Яффские (1539),
расположенные в западной стене. Самые величественные и красивые
ворота — Шхемские — построены в 16 веке на месте гораздо более
древних (существовавших с 2 века до нашей эры). По древней винтовой
лестнице можно подняться на самый верх ворот и затем совершить
прогулку по стене. Недалеко от Шхемских ворот расположены
каменоломни царя Соломона, в которых добывали камень для
строительства Первого Иерусалимского храма, немного
дальше — Могила Сада, пещерное захоронение у подножия холма, где,
по одной из версий, был распят и захоронен Иисус Христос.
За Шхемскими воротами, в северо–восточной части стены находятся
Ворота Ирода (названные в честь сына Ирода Великого — Ирода Антипы,
в царствование которого произошло распятие Христа). Ворота украшены
каменным цветочным орнаментом. Напротив ворот расположен музей
Рокфеллера — крупный археологический центр. Львиные ворота,
украшенные барельефными изображениями львов, построены
в 1538-1539 годах, а вот Золотые ворота известны с начала нашей эры
и ведут от площади-сада Харам-эш-Шериф, где расположены мечети
Старого города, в Иосафатову долину.
Из древних оборонительных сооружений Иерусалима обращает на себя
внимание цитадель Давида, построенная Иродом (сохранились лишь
фундамент и часть одной из трех башен). Цитадель представляет собой
две четырехугольные соединенные стеной башни, заложенные
крестоносцами. Над цитаделью возвышается минарет 17 века.
От нее же начинается Армянский квартал, основанный в 4 веке армянами, бежавшими от преследований на родине. В Армянском квартале
расположены монастырь Маронитов, Ассирийский монастырь с богато
орнаментированной церковью 12 века, Армянский монастырь с
кафедральным собором Святого Иакова — памятником
раннехристианского зодчества. Интересны также церковь
Масличного дерева (построена в 5 и полностью перестроена в 14 веке),
монастырь Святого креста.
Недалеко от Сионских ворот находится скромное здание с минаретом:
здесь, по преданию, находится усыпальница царя Давида — огромный
каменный саркофаг на первом этаже, а на втором — святыня
христианского мира, Горница Тайной вечери (почти не сохранилась).
У южной стены Старого города, на невысоком холме, расположен
Город Давида — самая старая часть Иерусалима, заложенная
царем Давидом. Археологические раскопки обнаружили здесь остатки
стен, фундаменты зданий 8-7 веков до нашей эры.
Многие места Города Давида почитаются как иудеями, так и христианами,
например, пруд Силоамская Купель, у которого Христос исцелил слепого.
Между Армянским и Мусульманским кварталами в пределах Старого
города находится Еврейский квартал — лабиринт узких улочек с обилием
синагог и своеобразной архитектуры домов. Практически все они
построены во второй половине 20 столетия на месте разрушенных домов
в ходе боев 1948 года. О древних временах напоминают лишь
многочисленные археологические раскопки.
Мусульманский квартал занимает северо–восточную часть Старого города.
Здесь находится площадь-сад Харам-эш-Шериф («священный двор»)
с мечетями Омара и Аль-Акса.
Мечеть Омара (более правильное название — мечеть Скалы) как бы
венчает вершину Храмовой горы (на которой когда-то стоял Иерусалимский
храм) и является третьей по значимости святыней ислама. Мечеть имеет
форму восьмиугольника, стены которого выложены голубыми изразцами.
Купол вплоть до 1964 года был покрыт свинцовой крышей,
а снаружи — листами позолоченной меди. В ходе реставрации свинец
и медь были заменены алюминиевыми листами, которым придали золотой
цвет. Напротив южного входа находится мечеть Аль-Акса, воздвигнутая
в 693 году на руинах византийской базилики. В северном крыле мечети
обозначено место, с которого по преданию вознесся на небо пророк Магомет.
Во времена крестоносцев (захватили Иерусалим в 1099 году) в мечети
располагались рыцари-тамплиеры. Кроме названных в Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских храма.
Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом,
своеобразный стержень которого — Виа Долороза (Скорбный Путь,
или Крестный Путь), простирающаяся от Гефсиманского сада за пределами Старого города, где Христос был схвачен стражей, через Львиные ворота до Голгофы и Храма Гроба Господня, где Христос был казнен и захоронен.
Буквально каждый метр Виа Долороза воскрешает события, описанные
в Новом Завете: на территории нынешнего женского католического
монастыря Сестер Сиона находилась башня Антония, где римский
прокуратор Понтий Пилат осудил Христа; арка с крытой галереей,
с которой Пилат показывал Христа толпе, воскликнув: «Экце хомо!»
(Вот человек); двор претории, где допрашивали Христа, церковь,
где содержали Его с разбойником Вараввой. Все памятные места
отмечены храмами (православными, католическими), часовнями.
Впрочем, сейчас трудно говорить о действительном соответствии
Виа Долороза пути, пройденному Христом: в то время все улицы
лежали на два метра ниже современной поверхности и мало что
сохранилось до наших дней, кроме мостовых и фундаментов.
В конце Виа Долороза находится Храм Гроба Господня. Сейчас храм даже
отдаленно не напоминает первоначальное сооружение, разрушенное
в 7 веке персами. Современное здание построено в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей государства крестоносцев. У входа в храм
находится камень Помазания, на который было положено для умащения
ароматическими составами перед погребением снятое с креста тело Христа.
Внутри храма находится часовня с двумя притворами, поставленная
в 1810 году над пещерой Гроба Господня. Позади часовни — притвор
греческой церкви, напротив — притвор русской православной церкви.
От камня Помазания две лестницы ведут вверх — к вершине Голгофы,
где, по преданию, стоял крест, на котором распяли Христа
(место отмечено серебряным диском с отверстием в середине).
Пространство разделено колоннадой на две части, принадлежащие
православной и римско-католической церквам.
За пределами Старого города находится немало достопримечательностей: Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры,
церковь Святой Магдалины (построенная на деньги российского
императора другие места, часто связанные с деяниями Иисуса Христа
(первоначальные здания, например дом Лазаря, как правило, не
сохранились, их расположение отмечено более поздними часовнями
и церквами). На западном склоне Масличной горы раскинулся
Гефсиманский сад, где растут восемь олив, посаженных по преданию
еще в 1 веке. Здесь Иисус провел последнюю ночь перед арестом.
Новый город начал расти с середины 19 века и весьма разнолик.
Своеобразен основанный в 1874 году квартал Меа Шеарим, до сих пор
населяемый почти исключительно ортодоксальными ревнителями иудаизма.
На возвышенности Гиват Рам находится здание кнесета (парламента),
построенное в 1966 году в смешанном стиле классицизма и модернизма.
Холл кнесета украшен гобеленом по рисунку Марка Шагала.
Интересен Национальный музей Израиля и входящий в его состав
Храм книги, где среди множества уникальных книг и рукописей хранятся
величайшие реликвии — подлинный свиток книги пророка Исайи
и широко известные «Свитки Мертвого моря». Само здание Храма книги
интересно и как образец современного архитектурного искусства.
Недалеко от кнесета находится монастырь Креста, основанный в 4 веке
и до 17 века принадлежавший грузинской православной церкви.
На склонах горы Герцля раскинулось военное кладбище.
Рядом находятся могилы известнейших деятелей еврейской культуры,
президентов и премьер-министров Израиля. У подножия горы расположен
мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» — институт и музей, посвященные
жертвам Холокоста — катастрофы, постигшей еврейский народ в годы
второй мировой войны. Стоит посетить и медицинский центр «Хадаса»,
украшенный витражами Марка Шагала.
Свежие комментарии